Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сажинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Чухарева Вячеслава Федоровича»
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом,
протокол №11 от 18.06.2025г
УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «Сажинская СОШ
им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.»
__________ С.Ф.Половников
Приказ № 86-од от 18.06.2025г.
Программа воспитания
на 2025-2026 учебный год
НОО
с. Сажино
2025г.
Рабочая программа воспитания МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского
Союза Чухарева В.Ф.» разработана: на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в
2021-2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р); на основе
Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон "Об образовании в Российской Федерации»; стратегии национальной безопасности
Российской Федерации, (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400)
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 992 от 16
ноября 2022 года «Об утвеждении федеральной образовательной программы
начального общего образования»;
•
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся»
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания для
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, среднего
профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных
результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления
школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными
институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части: гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Раздел I. Целевой
Содержание воспитания обучающихся в образовательной организации
определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и
нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются
педагогические и другие работники школы, обучающиеся, их родители (законные
представители), представители иных организаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами школы. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих
детей перед всеми другими лицами.
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания обучающихся в школе
определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм
и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.
С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия
российского общества ценностно-целевые основы воспитания обучающихся включают
духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий
народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания,
реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и
культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1.
Цели и задачи
Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Цель воспитания обучающихся в образовательной организации:
•
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
•
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ
включают:
−
осознание российской гражданской идентичности;
−
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
−
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
−
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
−
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению,
закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и
осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с
учетом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной
деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться
ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия,
справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
На каждом уровне воспитания выделяются свои целевые приоритеты
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, этнокультурную идентичность,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей
малой родины, родного края, своего народа, российского государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе и государстве.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Духовно-нравственное воспитание
Понимающий
ценность
каждой
человеческой
жизни,
признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом
личных усилий человека, проявляющий готовность к сознательному самоограничению.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности).
Сознающий и принимающий свой половую принадлежность, соответствующие ему
психологические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
Испытывающий нравственные эстетические чувства к русскому и родному языкам,
литературе.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Эстетическое воспитание
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, творчеству своего народа, других народов России.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Физическое воспитание
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других
людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и
других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и
государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту
труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Экологическое воспитание
Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы,
окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы,
окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими
нормами.
Познавательное воспитание
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о
связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях.
Раздел II. Содержательный
2.1. Уклад МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза Чухарева
В.Ф.»
Участниками образовательных отношений в части воспитании являются
педагогические и другие работники образовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными актами школы. Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное
право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Следует отметить неоднородность ученического контингента школы. В школе
обучаются дети из благополучных полных и неполных семей, опекаемые и приёмные
дети, дети-инвалиды и дети с ОВЗ, дети из многодетных семей и семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации, а также дети их асоциальных семей. Поэтому, МАОУ
«Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.» ориентирована на
обучение и воспитание обучающихся, а также на развитие их физиологических,
психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с
учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей.
Педагогический коллектив школы видит своих выпускников-воспитанников как
высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, способных взять на
себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, живут, соблюдая духовнокультурные традиции народов России.
В МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.»
сформирована своя система воспитательной работы, которая охватывает весь
педагогический процесс, объединяя учебные занятия, занятия в кружках дополнительного
образования, внеурочную и внешкольную жизнь детей, в которой комфортно чувствуют
себя как одарённые дети, так и дети со специальными образовательными потребностями и
ограниченными возможностями здоровья. Стратегия развития школы основывается на
том, что школа существует для всех (доступность) и для каждого (личностно
ориентированный подход в воспитании и обучении). Это достигается путем создания
адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного,
умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности
любого ребенка к совершенствованию;
- принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел,
отнесенных к их зоне ответственности;
- принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм
и видов травли, насилия, проявления жестокости;
- принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
- принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
- принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей при
принятии управленческих решений.
Развитие современной образовательной среды для достижения новых
образовательных результатов осуществляется в контексте реализации национального
проекта «Образование». Школа принимает активное участие в проектах «Современная
школа» (в 2023 году на базе школы создан Центр «Точка роста»), «Успех каждого
ребенка»
(физкультурно-спортивное
направление
реализация
программ
дополнительного образования «Волейбол» и «Баскетбол»), «Цифровая образовательная
среда», в профориентационном проекте «Билет в будущее», развивается инновационная
деятельность школы.
В воспитательное пространство школы входят: основное образование, внеурочная
деятельность, дополнительное образование, классные часы и классные дела, школьная
библиотека, спортивный зал, стенды в рекреациях на этажах школы и классные уголки в
учебных кабинетах, школьный спортивный клуб и т.д. В рамках проекта «Модернизация
систем общего образования» в 2022 учебном году в школе был создан «Центр детских
инициатив».
В декабре 2022 года МАОУ «Сажинская СОШ» присоединилась к Всероссийскому
образовательному проекту «Парта Героя». 9 декабря 2024 года состоялась торжественная
церемония открытия Парты Героя в честь Героя Советского Союза Чухарева Вячеслава
Федоровича.
С сентября 2023 года в школе функционирует школьный театр «Мир театра», в
рамках дополнительного образования.
На базе школы работает Агрокласс. Где ребята активно знакомятся с
сельскохозяйственными профессиями. В 2024-2025 уч.г. было проведено 3 экскурсии в
агропромышленный комплекс. Состоялись две встречи с администрацией и сотрудниками
ООО «Ударник».
В 2024-2025 учебном году на базе школы функционировали первичные
отделения следующих детских общественных организаций:
- первичное отделение общероссийского общественно-государственного движения
детей и молодежи «Движение первых», в состав которого входят 23 активиста;
- школьное отделение всероссийского детско-юношеского общественного
движения Юнармия, в состав которого входят 7 обучающихся;
Активисты РДДМ принимают активное участие во всероссийских акциях,
фестивалях и конкурсах.
Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со
значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все
классы школы: День учителя, День Матери; 10000 Добрых дел; День Знаний; Посвящение
в первоклассников; фестивали « Народов России», «О чести, о доблести, о славе».
Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки
процесса саморазвития личности, её самопознания и самоопределения. Опыт работы с
классными руководителями показал, что они нуждаются в педагогической помощи и
поддержке, особенно начинающие классные руководители. Это - потребность в новых
психолого-педагогических знаниях и путях их использования в практической
деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ
воспитания, знакомство с вариативными педагогическими технологиями и др.
2.2. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Модуль "Урочная деятельность"
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
⎯
организацию работы с детьми как в офлайн, так и онлайн формате;
⎯
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
⎯
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации, согласно Устава школы, Правилам
внутреннего распорядка школы;
⎯
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, кейсов и дискуссий;
⎯
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных
игр,
викторины,
тестирование
кейсы,
стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
⎯
олимпиады, занимательные уроки и пятиминутки, урок-деловая игра, урок–
путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др. Учебно-развлекательные
мероприятия (викторины, литературная композиция, конкурс газет и рисунков, экскурсия
и др.);
⎯
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока; интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников.
Предметные выпуски заседания клуба «Что? Где? Когда?», брейн-ринга, геймификация:
квесты, игра-провокация, игра-эксперимент, игра-демонстрация, игра-состязание,
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках;
⎯
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
⎯
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
помогает приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
⎯
создание гибкой и открытой среды обучения и воспитания с
использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов. У обучающихся
развиваются навыки сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности,
способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы;
воспитывается ценностное отношение к миру.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует
работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему
класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями
учащихся или их законными представителями.
Главное предназначение классного руководителя - изучение особенностей развития
каждого обучающегося в классе и создание условия для становления ребенка, как
личности, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно
занять своё место в жизни.
Важное место в работе классного руководителя занимает организация интересных
и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного
ему класса, позволяющих, с одной стороны, вовлечь в них детей с самыми разными
потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться, а с другой,
установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них
значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Формированию и сплочению коллектива класса способствуют следующие дела,
акции, события, проекты, занятия:
⎯
классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя),
посвященные юбилейным датам, Дням воинской славы, событию в классе, в городе,
стране, способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического
вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину;
⎯
игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения,
предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение
конфликтных ситуаций в классе, школе, позволяющие решать спорные вопросы;
организационные, связанные к подготовке класса к общему делу; здоровьесберегающие,
позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа
жизни и заботы о здоровье других людей.
Немаловажное значение имеет:
⎯
формирование традиций в классном коллективе: «День именинника»,
ежегодный поход «День Здоровья», классные и общешкольные концерты для мам,
бабушек, пап и т.п.;
⎯
становление позитивных отношений с другими классными коллективами
(через подготовку и проведение ключевого общешкольного дела среди классов);
⎯
сбор информации об увлечениях и интересах обучающихся и их родителей,
чтобы найти вдохновителей для организации интересных и полезных дел;
⎯
создание ситуации выбора и успеха.
Формированию и развитию коллектива класса способствуют:
⎯
составление социального паспорта класса
⎯
изучение учащихся класса (потребности, интересы, склонности и другие
личностные характеристики членов классного коллектива),
⎯
составление карты интересов и увлечений обучающихся;
⎯
деловая
игра «Выборы актива класса» на этапе коллективного
планирования;
⎯
проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного
коллектива с помощью организационно-деятельностной игры, классного часа «Класс, в
котором я хотел бы учиться», конкурса «Лучший класс - 2025».
Классное руководство подразумевает и индивидуальную работу с обучающимися
класса:
⎯
со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по
отдельным предметам направлена на контроль за успеваемостью обучающихся класса;
⎯
с учащимися, находящимися в состоянии стресса и дискомфорта;
⎯
с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа направлена на контроль за
свободным времяпровождением;
⎯
заполнение с учащимися «портфолио» с занесением «личных достижений»
учащихся класса;
⎯
участие в общешкольных конкурсах;
⎯
предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение;
⎯
вовлечение учащихся в социально значимую деятельность в классе.
Классный руководитель работает в тесном сотрудничестве с учителямипредметниками.
Модуль «Работа с родителями или их законными представителями»
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
для лучшего достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и школы в данном вопросе. Только когда все участники образовательного
процесса едины и находят контакт, тогда воспитание наиболее эффективно. Но бывает
так, что родители сами нуждаются в грамотной квалифицированной помощи.
Необходима организация работы по выявлению
родителей (законных
представителей), не выполняющих обязанностей по их воспитанию, обучению,
содержанию ведется систематически и в течение всего года. Используются различные
формы работы:
⎯
выявление семей группы риска при обследовании материально-бытовых
условий проживания обучающихся школы;
⎯
формирование банка данных семей;
⎯
индивидуальные беседы;
⎯
заседания школьного «Совета по профилактики»;
⎯
совещания при директоре;
⎯
совместные мероприятия с ТКДН и ЗП по Артинскому району и ПДН
ОМВД «Артинский».
Профилактическая работа с родителями предусматривает
оптимальное
педагогическое взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный
процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и
родителями: День матери, День отца, мероприятия по профилактике вредных привычек,
родительские лектории и т.д.
Кроме работы по просвещению и профилактике в школе проводится активная
работа для детей и их семей по создание ситуации успеха, поддержки и развития
творческого потенциала.
Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется
в рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
⎯
общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении школой и
решении вопросов воспитания и социализации их детей;
⎯
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
⎯
педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, в
ходе которого родители получают рекомендации классных руководителей и
обмениваются собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей, а
так же по вопросам здоровьясбережения детей и подростков;
⎯
взаимодействие с родителями посредством школьного сайта и офицальной
страницы в социальной сети ВК: размещается
информация, предусматривающая
ознакомление родителей, школьные новости.
На индивидуальном уровне:
⎯
обращение к специалистам по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
⎯
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
ребенка;
⎯
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
⎯
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогов и родителей.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов, занятий:
• курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историкокультурной направленности: «Разговоры о
важном», «Дружина юных пожарных», «Юные инспекторы дорожного движения»;
• курсы, занятия духовно-нравственной направленности по основам духовнонравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению: «Юный
краевед»;
• курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: «Читательская грамотность», «Умники и умницы», «Математика вокруг
нас»;
• курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и
жанров: «Студия журналистики».
Модуль «Ключевые школьные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть учеников школы и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих
их вместе с педагогами в единый коллектив. В воспитательной системе нашей школы
выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются
понятными, личностно-значимыми, главное, в празднике - своеобразная форма духовного
самовыражения и обогащения ребенка.
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума: акции «10000 Добрых дел», «Георгиевская лента»,
«Бессмертный полк», «Сад Победы»: проводимые для жителей села, семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, которые открывают возможности для творческой
самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих: Кросс
Нации, Лыжные гонки, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
На школьном уровне:
общешкольные
праздники
–
ежегодно
проводимые
творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
⎯
День Знаний, как творческое открытие нового учебного года, где
происходит знакомство первоклассников и ребят, прибывших в новом учебном году в
школу, с образовательной организацией.
⎯
Последний звонок. Каждый год – это неповторимое событие, которое
позволяет всем участникам образовательного процесса осознать важность
преемственности «поколений» не только учащимися выпускных классов, но и младшими
школьниками. Последние звонки в школе всегда неповторимы, в полной мере
демонстрируют все таланты выпускников, так как целиком и полностью весь сюжет
праздника придумывается самими ребятами и ими же реализуется.
⎯
День учителя. Ежегодно обучающиеся демонстрируют уважительное
отношения к учителю, труду педагога через поздравление, творческих концертов. В этот
день традиционно проходит «День самоуправления». Данное мероприятие формирует
доброжелательное отношение между обучающимися и педагогами, развитие творческих
способностей обучающихся.
⎯
Праздник «8 Марта». Традиционно обучающиеся совместно с педагогами
создают праздничное настроение, которая помогает обучающимся в раскрытии их
способностей, учиться преодолевать застенчивость, обретать уверенность в себе,
продолжать выразительно и эмоционально читать стихи, участвовать в сценках, играх.
Работать над сплочением коллектива.
⎯
Празднование Дня Победы в школе организуется в разных формах:
участие в митинге. Совместно с родителями школьники являются участниками
всероссийского шествия «Бессмертный полк», школьного фестиваля «Поздравь
Ветерана». Такое общешкольное дело будет способствовать формированию российской
гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к
вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех
трагических лет.
⎯
торжественные ритуалы - посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими
новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей:
«Посвящение в первоклассники», «Прощай начальная школа», «Посвящение в
пятиклассники», вступление в ряды Российского движения детей и молодежи, «Орлята
России», церемония вручения аттестатов;
⎯
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Способствует поощрению
социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между
педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
⎯
выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет
старшеклассников, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел.
На индивидуальном уровне:
⎯
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за
костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
⎯
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении
навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
⎯
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогами и другими взрослыми;
⎯
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на
себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
⎯
⎯
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с
предметно-эстетической средой школы как:
⎯ организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
⎯ изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических) природы России, региона, местности,
предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России);
⎯ разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях общеобразовательной
организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания
лиц, памятных досок;
⎯ оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл этажей
школы, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и
обучающихся и т.п.;
⎯ подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга;
⎯ поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
⎯ деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;
⎯ разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
⎯ разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных
вопросах
профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МАОУ «Сажинская СОШ
им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.» предусматривает:
• организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в школе
эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции
безопасности; Декада безопасности дорожного движения; социально-психологическое
тестирование; школьная служба медиации);
• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): Мониторинг
деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в
социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные
деструктивные сообщества;
• разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия (ПДН, ТКДН и ЗП);
• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнерами
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные
детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного
движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской
безопасности, гражданской обороне и др.);
• организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
• профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
др.);
• предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным
поведением и др.); • профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнерства
предусматривает:
• участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и др.);
• участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
• проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
• реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися,
педагогами
с
организациямипартнерами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальными партнёрами МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза
Чухарева В.Ф.» являются: МАОУ АГО «Центр дополнительного образования», МАУ ДО
«Артинская ДЮСШ им. ЗТ России Ю.В. Мельцова», Артинский краеведческий музей,
Сажинская сельская модельная библиотека, ЦКДиНТ АГО «Сажинский филиал», ООО
«Ударник».
Модуль «Профориентация»
Реализация
воспитательного
потенциала
профориентационной
работы
образовательной организации предусматривает:
• проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
• профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
• экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования; • участие в работе всероссийских профориентационных
проектов: «Билет в будущее», «Проектория», «Шоу профессий»;
• индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе
ими будущей профессии;
• освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента
участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного
образования.
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов
для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется
через:
•
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения,
подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных
органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
•
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе
такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и
слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая
обучающимися пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы
(проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для
посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений
и т. п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к гимназии территории (работа в
пришкольном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и др.;
•
рекламные
мероприятия в начальной школе, реализующие идею
популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него
новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации - Российское движение детей и молодёжи «Движение первых»,
ориентирована на формирование социальной активности, культуры, качеств личности у
детей подросткового возраста на основе их группового взаимодействия. Деятельность
школьного отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения,
развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости обучающихся. Участником школьного отделения РДШ может стать любой
школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают решение об участии
в проектах РДДМ. Подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде,
построения отношений с другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач,
делают осознанный выбор, способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» - программа «Орлята России» –
уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников
младших классов в рамкам патриотического воспитания граждан РФ. Участниками
программы «Орлята России» становятся не только дети, но и педагоги, родители,
ученики-наставники из старших классов. В содружестве и сотворчестве ребята и взрослые
проходят образовательные треки, выполняют задания, получая уникальный опыт
командной работы, где «один за всех и все за одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях «Дней
единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День учителя, День народного
единства, День матери, День героев Отечества, День Конституции РФ, Международный
день книгодарения, День защитника Отечества, День космонавтики, Международный
женский день, День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
Раздел III. Организация воспитательной деятельности
3.1 Кадровое обеспечение
Воспитательный процесс в МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза
Чухарева В.Ф.» обеспечивают специалисты:
Должность
Коли
Функционал
чество
Половников С.Ф.,
1
Осуществляет
контроль
развития
директор
системы
организации
воспитания
обучающихся.
Козионова
Н.С.,
1
Осуществляет контроль реализации
заместитель директора по
воспитательного потенциала урочной и
УВР
внеурочной деятельности, организует работу с
Истомина
Т.П.,
заместитель директора по
ВВР
1
Гордеева
Н.С.,
советник директора по
воспитательной работе и
взаимодействию
с
детскими общественными
организациями
Лаврова
С.В.,
педагог-психолог
1
Педагоги
дополнительного
образования
7
Классные
руководители
11
Учителя-
20
1
неуспевающими
и
слабоуспевающими
учащимися и их родителями (законными
представителями), учителями-предметниками.
Организует методическое сопровождение и
контроль
учителей-предметников
по
организации индивидуальной работы с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
обучающимися,
одаренными
учащимися,
учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Организует воспитательную работу в
образовательной
организации:
анализ,
принятие
управленческих
решений
по
результатам
анализа,
планирование,
реализация плана, контроль реализации плана.
Является куратором Школьной службой
медиации.
Курирует деятельность Ученического
совета, Курирует деятельность объединений
дополнительного образования, Школьного
спортивного клуба.
Курирует
деятельность
педагоговорганизаторов,
педагогов-психологов,
педагогов
дополнительного
образования,
классных руководителей.
Обеспечивает
работу
«Навигатора
дополнительного образования» в части
школьных программ
Организация
современного
воспитательного процесса в школе, помощи
реализации идей и инициатив обучающихся, а
также увеличении количества школьников,
принимающих участие в просветительских,
культурных и спортивных событиях
Организует
психологическое
сопровождение воспитательного процесса:
проводит
коррекционные
занятия
с
учащимися, состоящими на различных видах
учёта; консультации родителей (законных
представителей) по корректировке детскородительских отношений, обучающихся по
вопросам личностного развития. Проводит
занятия с обучающимися, направленные на
профилактику
конфликтов,
буллинга,
профориентацию др.
Разрабатывает
и
обеспечивает
реализацию
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
Организует воспитательную работу с
обучающимися и родителями на уровне
классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал
предметники
урока
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным
вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в МАОУ «Сажинская СОШ
им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.» обеспечивают следующие локальные
нормативно-правовые акты:
• Положение о классном руководстве.
• Положение о дежурстве.
• Положение о школьном методическом объединении.
• Положение о школьном Совете профилактики.
• Положение о школьной форме.
• Положение об организации дополнительного образования.
• Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
• Положение об ученическом самоуправлении.
• Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
• Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
• Положение о школьном спортивном клубе.
Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте
школы.
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
− формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию
методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
− публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
− прозрачность правил поощрения – они регламентированы положением о
награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно;
− регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
− сочетания индивидуального и коллективного поощрения;
− дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной позиции
и социальной успешности обучающихся в МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского
Союза Чухарева В.Ф.».
В МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.» система
поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учеников
организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного года:
- «Ученик года»;
- «Лучший класс»
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в соответствующих локальных актах. Итоги подводятся в конце учебного
года.
Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МАОУ «Сажинская
СОШ им. Героя Советского Союза Чухарева В.Ф.»:
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся, номеров
классов в последовательности, которую устанавливают в зависимости от их успешности и
достижений, которые определяются образовательными результатами отдельных
обучающихся или классов.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Самоанализ воспитательной работы МАОУ «Сажинская СОШ им. Героя
Советского Союза Чухарева В.Ф.» осуществляется по следующим направлениям:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерий: динамика личностного развития учащихся каждого класса.
Способ получения информации: педагогическое наблюдение, диагностика по
авторским методикам.
Анализ осуществляется классными руководителями совместно с психологом и
заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа:
- какие прежде существовавшие проблемы личностного развития учащихся удалось
решить за минувший учебный год?
-какие проблемы решить не удалось и почему?
- какие новые проблемы появились, над чем предстоит работать педагогическому
коллективу в будущем?
Также выделены критерии и показатели сформированности социальной
компетентности подростков школы: социализированность (социальная адаптированность,
самостоятельность, социальная активность, нравственность), коммуникативность
(общительность, уверенность в себе, организованность), правомерность (ответственность,
правомерность поступков).
Для получения информации по данным критериям используется методологический
инструментарий мониторинга по основным направлениям (с помощью психолога школы
выбираются актуальные для оценки результатов методики):
- изучение социализированности личности учащегося (методика М. И. Рожкова);
- мониторинг результатов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
(авторская методика А.А. Логиновой, А.Я. Данилюка);
- диагностика нравственной воспитанности учащихся (методика Н. Е. Щурковой);
- личностный рост (методика Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова);
- диагностика потребностей и интересов учащихся (методика М.П. Нечаева);
- исследование мотивации достижения учащихся (методика Ю.М Орлова, В.И.
Шкуркина, Л.П. Орловой);
- готовность подростков к выбору профессии (методика В. Б. Успенского);
-диагностика уровня воспитанности (методика М.И.Шиловой)
- определение общественной активности обучающихся (методика С.Н. Степанова);
- диагностика лидерских способностей учащихся, оценка функционального
лидерства в малых группах (методики Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова и
др.).
Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
Критерий: наличие в лицее интересной, насыщенной событиями и личностноразвивающей совместной деятельности учащихся и взрослых.
Способы получения информации:
- беседы с учащимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами
ученического самоуправления, ученических сообществ;
- анкетирование учащихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического
самоуправления.
По данным критериям используется методологический инструментарий
мониторинга результатов совместной деятельности учащихся и взрослых:
- диагностика уровня развития ученического самоуправления (методика М.И.
Рожкова);
-диагностика развития классного коллектива (методика О.В. Пахнутовой);
- диагностика эффективности деятельности детских объединений в современных
условиях (методика С.Н. Степанова и др.);
- изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью (методика А.А.
Андреева).
Анализ осуществляется заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, психологом, активом старшеклассников и родителями,
хорошо знакомыми с деятельностью школы. Полученные результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей, на педагогическом
совете школы.
Вопросы самоанализа:
- качество проводимых общешкольных ключевых дел;
- качество совместной деятельности классных руководителей и учащихся их
классов;
-качество результатов организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
-эффективность деятельности существующих в школе органов ученического
самоуправления;
-результаты деятельности функционирующих на базе школы детских
общественных объединений;
-эффективность и качество профориентационной работы школы;
-качество результатов реализованной деятельности школьной медиа;
- функциональность и качество организации предметно-эстетической среды
школы;
-качество результатов организованного взаимодействия школы и семей учащихся.
3. Результатом самоанализа воспитательной деятельности МАОУ «Сажинская
СОШ» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому
коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы станут отправной точкой при
планировании воспитательной деятельности на предстоящий учебный год.