Рассмотрено на педагогическом собрании от «24» июня 2021г, протокол № 12 Согласовано Директор МАОУ «Сажинская СОШ» ____________ С.Ф.Половников от «24» июня 2021г., приказ № 90/1-од ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЦЕНИВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ АВТОНОМНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «САЖИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» I. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Устава МАОУ «Сажинская СОШ». 1.2. Настоящее положение утверждается Педагогическим советом, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. 1.3. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений. 1.4. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы. 1.5. В настоящем положении использованы следующие определения: Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений обучающихся в цифрах и баллах. Оценка учебных достижений – это процесс, по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности. II. Цель и задачи системы оценивания. 2.1.Цель: повышение качества образования посредствам установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений. 2.2. Задачи: -установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам, соотнесение этого уровня с требованиями Госстандарта; -контроль за выполнением учебных программ и календарных планов изучения отдельных предметов; -формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося; -повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающихся. III. Основные разделы системы оценивания. 3.1. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений обучающихся Оценивание – процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Систему оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов обучающихся в различных сферах познавательной деятельности. В систему оценивания должен быть заложен механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию обучающихся. Система оценивания должна предусмотреть связи учитель-ученик, родитель-классный руководитель, администрация-педагогический коллектив. Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит и его целостность. 3.1.1. Задачи школьной отметки: • Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности. • Отметка является связующим звеном между учителем, обучающимся и родителем. 3.1.2. Принципы выставления школьной отметки: • Справедливость и объективность – это единые критерии оценивания обучающихся, известные ученикам заранее. • Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. • Гласность и прозрачность – это доступность и понятность информации об учебных достижениях обучающихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы. • Незыблемость – выставленная учителем отметка не должна подвергаться сомнению каждой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит). 3.2. Критерии выставления отметок. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность: • полнота и правильность – это правильный, точный ответ; • правильный, но неполный или неточный ответ; • неправильный ответ • нет ответа При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их качество: • грубые ошибки; • однотипные ошибки; • негрубые ошибки • недочеты 3.2.1 Порядок выставления отметок по отдельным учебным предметам ( уровень начального общего образования) Русский язык Контроль за уровнем достижений обучающимися планируемых результатов по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания обучающимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. ДИКТАНТ Объем диктанта: 1- й класс- 15-17 слов. 2- й класс - 1-2 четверть - 25-35 слов. 3-4 четверть - 35-52 слова. 3- й класс - 1-2 четверть - 45-53 слова. 3-4 четверть - 53-73 слова. 4- й класс - 1-2 четверть - 58-77 слов. 3-4 четверть - 76-93 слова. Отметки «5» - за работу, в которой нет ошибок. «4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки. «3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок. «2» - за работу, в которой допущено более 5-6 ошибок. Учет ошибок в диктанте: 1. . Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»). 2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка». Ошибкой считается: 1. . Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах; 2. Неправильное написание слов, нерегулируемых правилами, круг которых обозначен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями); 3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. Примечание При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы. Оценки: «5» - без ошибок. «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» - правильно в полнено не менее 1/2 заданий. «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста. Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта. Оценки: «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений. «4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления. «3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки. «2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы) СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится 1-2 раза в неделю с целью осуществления текущего контроля. Объем: 2-й класс - 8-10 слов. 3-й класс- 10-12 слов. 4-й класс - 12-15 слов. Оценки: «5» -без ошибок. «4» - 1 ошибка и 1 исправление. «3» - 2 ошибки и 1 исправление. «2» -3-5 ошибок. ТЕСТ Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» - верно выполнено более 3/4 заданий. «4» - верно выполнено 3/4 заданий. «3» - верно выполнено 1/2 заданий. «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. ИЗЛОЖЕНИЕ Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила русского языка. Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов. «5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки, 1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, глав- ной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. СОЧИНЕНИЕ «5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления. «4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления. «3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления. «2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений. Примечание: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий. На начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная отметка за них не выставляется и в классный журнал не заносится. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе. Во втором классе за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание. В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Отметки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В третьем и четвертом классах за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе отметки: в одну клетку. Чтение и читательская деятельность В начальной школе проверяются следующие предметные результаты, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Нормы оценивания по литературному чтению 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс I четверть 30-40сл/м 55-60 сл/м 75-80сл/м Iп/г 2п/г 10-15сл/м 30-40 слов/м 40-50 сл/м 55-60 слов/м 60-70 сл/м 75-80 слов/м 80-90сл/м 100-140-слов/м Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, отметка выставляется в классный журнал по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность. «5» -ставится, если выполнены все 4 требования. «4» -ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований. «3» -ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования. «2» -ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда обучающийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка. ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ «5» - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Требования к выразительному чтению: 1. Правильная постановка логического ударения; 2. Соблюдение пауз; 3. Правильный выбор темпа; 4. Соблюдение нужной интонации; 5. Безошибочное чтение: «5» - выполнены правильно все требования; «4» - не соблюдены 1-2 требования; «3»-допущены ошибки по трем требованиям; «2» - допущены ошибки более чем по трем требованиям. ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ Требования к чтению по ролям: 1. Своевременно начинать читать свои слова; 2. Подбирать правильную интонацию; 3. Читать безошибочно; 4. Читать выразительно. «5» - выполнены все требования «4» - допущены ошибки по одному какому-то требованию «3»- допущены ошибки по двум требованиям «2» -допущены ошибки по трем требованиям ПЕРЕСКАЗ «5»- пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. «4»-допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их «3»- пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. «2»- не может передать содержание прочитанного. Математика ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ В основе оценивания письменных работ по математике лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания. Работа, состоящая из примеров: «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки. «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки. «2» - 4 и более грубых ошибки. Работа, состоящая из задач: «5» - без ошибок. «4» - 1-2 негрубых ошибки. «3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. «2» - 2 и более грубых ошибки. Комбинированная работа: «5» - без ошибок. «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче. «3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным. «2» - 4 грубые ошибки. КОНТРОЛЬНЫЙ УСТНЫЙ СЧЁТ «5» - без ошибок. «4» - 1-2 ошибки. «3» - 3-4 ошибки. «2» - 5 и более ошибок МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. «4» ставится: не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа. «3» ставится: не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа. «2» ставится: не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа. ТЕСТ «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий «2» ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий Грубые ошибки: 1. . Вычислительные ошибки в примерах и задачах. 2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий. 3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия). 4. Нерешенная до конца задача или пример. 5. Невыполненное задание. Негрубые ошибки: 1. . Нерациональный прием вычислений. 2. Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи. 3. Неверно сформулированный ответ задачи. 4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков). 5. Недоведение до конца преобразований. За грамматические ошибки, допущенные в работе, отметка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии отметка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3». УСТНЫЕ ОТВЕТЫ В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Грубые ошибки: - неправильный ответ на поставленный вопрос; - неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; - при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Негрубые ошибки: - неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; - при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; - неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; - медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; - неправильное произношение математических терминов. Окружающий мир. Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Грубые ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; - неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; - ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; - незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; - отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумениеподтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; - ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; - неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Негрубые ошибки: - преобладание при описании объекта несущественных его признаков; - неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результатработы; отсутствие обозначений и подписей; - отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие кнеправильному результату; - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; - неточности при нахождении объекта на карте. 3.2.2 Порядок выставления отметок по отдельным учебным предметам ( уровень основного и среднего общего образования) Нормы отметок по русскому языку. Ошибкой в диктанте следует считать: • Нарушение правил орфографии при написании слов; • Отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (словарные слова даны в программе каждого класса) • Ошибки на правила орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались, если учитель оговорил их с учащимися перед письменной работой и выписал их на доску. Ошибкой в диктанте не считаются: • Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы; • Логопедические ошибки. • Единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются: • Два исправления; • Две подобные пунктуационные ошибки; • Повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, то она считается за ошибку. Негрубыми ошибками считаются: • Перенос слова, одна часть которого написана на строке, а другая опущена; • Исключения из правил. Выставление отметок за контрольный диктант. «5» - если в диктанте нет ошибок, но допускаются 1-2 исправления или одна негрубая ошибка. «4» - 1-2 орфографических ошибки, 2 пунктуационные (1 орфографическая и 3 пунктуационные) и 1-2 исправления. «3» -3-4 орфографические ошибки, 3 пунктуационных и 1-2 исправления. «2» -6-8 орфографических ошибок. Выставление отметок за грамматическое задание. «5» - всё верно «4» - верно не менее 3\4 работы «3» - верно 1\2 работы «2» - верно менее 1\2 работы Выставление отметок за словарный диктант. «5» - нет ошибок (одно исправление) «4» - 1-2 ошибки (одно исправление) «3» - верно более 1\2 работы «2» - верно менее 1\2 работы Выставление отметок за контрольное списывание. «5» - нет ошибок (1 исправление) «4» - 2 ошибки и 2 исправления «3» - 3 ошибки и 2 исправления «2»- 5 и более ошибок Выставление отметок за изложение и сочинение. За изложение и сочинение выставляется две отметки. Первая за содержание, вторая за грамотность. В содержание входит – тема, логика, факты. В грамотность- орфография, пунктуация и грамматика( по нормам письменной работы). 8 Нормы отметок по математике. Негрубыми ошибками в работе считаются: • замена знаков, не влияющая на логику выполнения задания; • единичное отсутствие наименований; • отсутствие пояснений в задаче, неполный ответ; • незначительные расхождения при измерении; • замена цифр с последующим верным решением задания; • отсутствие проверки в уравнениях; Отметки за работу, содержащую примеры: «5» - без ошибок, 1-2 самостоятельных исправления «4» «4» - 1-2 вычислительные ошибки, 1-2самостоятельных исправления или 2 негрубые ошибки; «3» - 2-3 вычислительные ошибки, 1-2 самостоятельных исправления и 2 негрубые ошибки; «2» - выполнена 1\2 часть работы. Отметки за работу, содержащую задачи: «5» - без ошибок; «4» - 1-2 негрубые ошибки; «3» - 2-3- ошибки (более 1\2 работы выполнено верно) «2» - более 1\2 работы выполнено неверно. Нормы отметок по остальным предметам. ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА Оценка «5» ставится, если ученик: 1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка “4” ставится, если ученик: 1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный от- вет на основе изученных теорий; допускает незначительные 9 ошибки и недочёты при воспро- изведении изученного материала, определения понятий дает полные, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюде- ний и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить само- стоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на до- полнительные вопросы учителя. 2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. При- менять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные терми- ны. 3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоис- точниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка “3” ставится, если ученик: 1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; 2) Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обоб- щения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4) Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения поня- тий дал недостаточно четкие; 5) Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытовили допускает ошибки при их изложении; 6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская од- ну-две грубые ошибки. Оценка “2” ставится, если ученик: 1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2) Не делает выводов и обобщений. 3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4) Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5) При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Примечание: По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, 10 объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. Оценка “5” ставится, если ученик: 1) выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2) или не более двух недочетов. Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1) не более двух грубых ошибок; 2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3) или не более двух-трех негрубых ошибок; 4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка “2” ставится, если ученик: 1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”; 2) или правильно выполнил менее половины работы. Примечание: 1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами,если учеником оригинально выполнена работа. 2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ, ОПЫТОВ ПО ПРЕД-МЕТАМ. Оценка “5” ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; 5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). 6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядокна столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но: 1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2) или было допущено два-три недочета; 3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4) или эксперимент проведен не полностью; 11 5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Оценка “3” ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс); 4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка “2” ставится, если ученик: 1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”; 4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении ра- боты, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК. При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые)и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки: 1) незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнаниеформул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; 2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, ОБЖ); 3) неумение выделить в ответе главное; 4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; 5) неумение делать выводы и обобщения; 6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; 7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; 8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; 9) нарушение техники безопасности; 10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым ошибкам следует отнести: 1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная 12 неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одногодвух из этих признаков второстепенными; 2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); 3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; 4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; 5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (на- рушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); 6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; 7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: 2) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; 3) ошибки в вычислениях (арифметические – кроме математики); 4) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; 5) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка). НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТА УЧАЩИХСЯ % выполнения 0-49 50-69 70-89 90-100 Отметка «2» «3» «4» «5» КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СООБЩЕНИЯ ИЛИ ПРОЕКТА: глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкостимышления ответ ученика, оценивается пятью баллами; привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя; выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами; полное отсутствие работы - отметка «2». КРИТЕРИИ ЦЕНКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ Титульный слайд с заголовком Минимальное количество – 10 слайдов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) СОДЕРЖАНИЕ Использование эффектов анимации Вставка графиков и таблиц Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных Максимальное количество баллов 5 10 5 Оценка группы Оценка учителя 15 10 10 13 Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы Слайды представлены в логической последовательности Красивое оформление презентации Слайды распечатаны в формате заметок. ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: 5 10 5 10 5 90 ОЦЕНКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы. Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников. Отметка «5» ставится, если: содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка. Отметка «4» ставится, если: содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х 14 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок. Отметка «3» ставиться, если: в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки. Отметка «2» ставится, если: работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки. При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Сочинение одна из форм государственной итоговой аттестации, поэтому оценивание осуществляется с выставлением двух оценок. Первая за содержание (логика, факты, композиция, микротемы). Вторая за грамотность оформления. Грамотность выставляется по нормам оценивания русского языка. 3.3 Выставление двух отметок. Учитель имеет право выставить обучающемуся две отметки в течение одного урока в следующих случаях: за выполнение домашнего задания и работу на уроке; за устный ответ и выполнение письменной или практической работы; за сочинение и изложение по русскому языку и литературе, первая оценка выставляется за содержание (логика, факты, композиция, микротемы) и вторая оценка выставляется по нормам оценивания русского языка. IV. Права и обязанности обучающихся при получении отметки 4.1. При проведении тематического контроля отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел знаниями и умениями темы. Ученик не может отказаться от выставления учителем этой отметки. 4.2. В случае отсутствия ученика в школе в день проведения тематического контроля в классный журнал выставляется «н» или «б». 4.3. Обучающиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением педагогического совета школы переводятся в следующий класс. 4.4. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года одну и более неудовлетворительные отметки переводятся в следующий класс педагогическим советом школы условно с обязательной ликвидацией задолженности. 4.5. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей итоги и решение педагогического совета о переводе обучающегося в следующий класс. 15