Учебный план УО ФГОС на 2024-2025 уч год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сажинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
Протокол от 25.06.2024 № 12

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ «Сажинская СОШ»
___________________
Сергей Федорович Половников
Приказ от 25.06.2024 № 86/1-од

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
общего образования для детей с умственно отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по ФГОС
на 2024-2025 учебный год

Артинский городской округ, Свердловская область 2024
2

Пояснительная записка
МАОУ «Сажинская СОШ»
осуществляет образование умственно отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) детей по ФГОС.
Учебный план общего образования для детей с умственной отсталостью составлен в
соответствии с:
1.Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12 2014 г. №1599 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Специальное образование обеспечивает умственно отсталым детям получение
образования в соответствии с их способностями и возможностями в целях адаптации в
обществе.
Учебный план направлен на реализацию задач:
- реализация прав граждан на образование;
- обеспечение непрерывности начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
- создание условий для развития обучающегося как субъекта образовательных отношений.
Учебный план представляет собой документ в виде совокупности образовательных
областей, учебных предметов и их объемов в виде количества часов недельных и годовых.
Учебный план для обучающихся 5- 9 классов в условиях обучения по ФГОС для детей с
ОВЗ, реализующего АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение в 5 - 9 –ом классах и учебным предметам. Учебный план
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации.
В соответствии с требованиями ФГОС, который устанавливает сроки освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9-13
лет, годовой и недельный учебные планы представлены в 1 варианте ― I-IV; V-IX классы (9
лет).
Выбор варианта срока обучения школа осуществила с учетом:
- особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к
школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей;
- наличия комплекса условий для реализации АООП (кадровые, финансовые и материальнотехнические).
На данном этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям Сан-Пин
2.4.2.2821-10 и составляет в 5 классе 29 часов в неделю, в 6 классе 30 часов, в 8 классе- 33 часа
в неделю.
3

Продолжительность учебных занятий в 5- 9 классах составляет 40 минут при пятидневной
рабочей неделе
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение в течение
первого года обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях.
Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей:
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с
новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме
орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или
коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с
опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по
образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без
деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных
по цели высказывания (с помощью учителя);участие в обсуждении фактического материала
высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного
заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных
видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему
изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (5055 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного
характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности,
опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и
языкового оформления.
Чтение. Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); определение темы
произведения (под руководством учителя); ответы на вопросы учителя по фактическому
содержанию произведения своими словами; участие в коллективном составлении словеснологического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; пересказ
текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); выбор
заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; установление последовательности
событий в произведении; определение главных героев текста; составление элементарной
характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; нахождение в
тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; заучивание
стихотворений наизусть (7-9); самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по
содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
4

Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика.
Основные задачи реализации содержания.
Знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в
пределах 100 000;знание таблицы сложения однозначных чисел; знание табличных случаев
умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение арифметических
действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных
арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание обыкновенных и
десятичных дробей; их получение, запись, чтение; выполнение арифметических действий
(сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями,
имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора;
знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости,
длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении
величин; нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть,
четверть, пятая, десятая часть); решение простых арифметических задач и составных задач в 2
действия;
Предметная область «Естествознание».
Учебный предмет: Природоведение. География
Природоведение. Узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых
объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их
месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение;
растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); называние сходных по
определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из
других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп
объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил
здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение здания
без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного
отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по
соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление
деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение
географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебный предмет: Основы социальной жизни. Мир истории.
Представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов
питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа
жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных
видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в
повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством
взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение
типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия
бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения;
совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные
представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи;
5

знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях,
медицинских учреждениях);знание названий организаций социальной направленности и их
назначения;
Учебный предмет: Мир истории.
Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление
простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в
предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура (адаптированная физическая культура).
Основные задачи реализации содержания.
Знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими
упражнениями по укреплению здоровья; демонстрация правильной осанки; видов
стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль
ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений
тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного
корсета; понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие
физических качеств человека; планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня
(под руководством учителя); выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в
зависимости от погодных условий и времени года; знания об основных физических качествах
человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; демонстрация жизненно
важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах,
плавание); определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса
тела) (под руководством учителя); выполнение технических действий из базовых видов спорта,
применение их в игровой и учебной деятельности; выполнение акробатических и
гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя); участие со
сверстниками в подвижных и спортивных играх; взаимодействие со сверстниками по правилам
проведения подвижных игр и соревнований; представления об особенностях физической
культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими
особенностями, традициями и обычаями народа; оказание посильной помощи сверстникам при
выполнении учебных заданий; применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на
уроке физической культуры.
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: Профильный труд.
Основные задачи реализации содержания.
Знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах используемых
материалов; знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами; отбор (с помощью учителя) материалов и
инструментов, необходимых для работы; представления о принципах действия, общем
устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины:
металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении работы; владение базовыми умениями, лежащими
в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье,
литье, пиление, строгание и т. д.);чтение (с помощью учителя) технологической карты,
используемой в процессе изготовления изделия; представления о разных видах профильного
труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные
работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и
др.); понимание значения и ценности труда; понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; понимание
значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину; выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой
6

деятельности («нравится»/«не нравится»); организация (под руководством учителя) совместной
работы в группе; осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых
заданий порядка и аккуратности; выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное
реагирование на них; комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения
товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; проявление заинтересованного
отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; выполнение
общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; посильное
участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, представлена: «Мир
информатики» - 1 час, «Говорим красиво и правильно» - 1 час.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям в таких формах как
индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, соревнования, общественно
полезные практики и т. д. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное, спортивно-оздоровительное)
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Примерный годовой учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): V, VI , VII, VII класс
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
V
VI
VII
VII
Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык
практика
1.2. Чтение
(Литературное
чтение)
2. Математика
2.1. Математика
2.2.Информатика
3. Естествознание 3.1. Природоведение
3.2.Биология
3.3.География
4. Человек
4.1. История Отечества
4.2.Основы социальной жизни
4.3. Мир истории
5.Искусство
5.1.Изобразительное искусство
5.2.Музыка
6.
Физическая 6.1. Физическая культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений

136
136

136
136

136
136

136
136

544
544

136

136

102
34

102
34

68

68
68
68
68
68

68
68
68
68

Максимально допустимая годовая нагрузка (при
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия)
Внеурочная деятельность

68
34
102

102

102

102

476
68
136
136
204
136
204
68
68
34
408

204
918
68

204
952
68

238
1020
68

238
1020
68

884
3910
272

986

1020

1088

1088

5066

204

204

204

204

816

136

136

136

136

544

68
34

34
68

Основное общее образование. Учебный план (недельный) ФГОС УО
7

Предметные области
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика

4. Человек и общество
5. Искусство
6.Физическая культура

Классы
Учебные предметы
Русский язык
Чтение (литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
Основы социальной жизни
История Отечества
Изобразительное искусство
Музыка
Физическая культура
Профильный труд:
1. сельхозяйственный труд
2. столярное дело
3. хозяйн (ка) дома)
4. кулинария

Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Мир информатики

Говорим красиво и правильно
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)

Количество часов
Класс
5
4
4
4
2
2
2
1
2
6
2
2
1
1
27
2
1
1
29

6
4
4
4
2
2
2
2
2
6
2
2
1
1
28
2
1
1
30

7
4
4
3
1
2
2
2
2
2
7
2
2
2
1
29
1
1
30

Всего
9
4
4
3
1
2
2
2
2
2
7
2
2
2
1
29
1
1
30

16
16
14
2
4
4
6
2
8
4
2
1
8
26
8
8
6
5
113
6
4
2
119

8

Приложение
Обеспеченность учебниками на 2024-2025 учебный год
Основное общее образование
№
п/п

Предмет

1

Русский язык
5 класс

1.3.6.2.1.1.1.1

6 класс

1.3.6.2.1.1.1.2

7 класс

1.3.6.2.1.1.1.3

9 класс

2

№ в ФП

1.3.6.2.1.1.15

Чтение
5 класс

1.3.6.2.1.2.2.1

6 класс

1.3.6.2.1.2.2.2

7 класс

1.3.6.2.1.2.2.3

9 класс

1.3.6.2.1.2.2.5

Математика
5 класс

1.3.6.2.2.1.1.1.

6 класс

1.3.6.2.2.1.1.2.

7 класс

1.3.6.2.2.1.1.3.

9 класс

1.3.6.2.2.1.1.5.

Природоведен
ие
5 класс

1.1.2.5.4.1.1

6 класс

1.1.2.5.4.1.2

Автор, название, место издания, издательство, год издания
учебной литературы, вид и характеристика иных
информационных ресурсов
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 5 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. – Москва: Просвещение,
2020.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 6 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. – Москва: Просвещение,
2021.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. – Москва: Просвещение,
2023.
Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык.9 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. – Москва: Просвещение,
2022.
Малышева З.Ф. Чтение. 5 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осн.
общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2020.
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осн.
общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2021.
Аксенова А.К. Чтение. 7 класс. Учебник учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осн.
общеобр. программы.. – Москва: Просвещение, 2022
Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. 9 класс. Учебник
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы.. – Москва: Просвещение,
2022
Перова. М.Н., Капустина Г.М. Математика. 5 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2020.
Перова. М.Н., Капустина Г.М. Математика. 6 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2021.
Алышева Т.В. Математика.7 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осн.
общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2022.
Андропов А.П, Ходот А.Ю. и др. Математика. 9 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2022.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 5 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2016,
2020.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. 6 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2021.
9

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 6 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2021.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 7 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2022.

География
6 класс

1.1.2.3.4.4.1

7 класс

1.1.2.3.4.4.2

9 класс

1.1.2.3.4.4.4

Биология
7 класс

1.1.2.5.2.10.1

9 класс

1.1.2.5.2.10.3

История
Отечества
6 класс

1.1.2.3.1.5.1

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир истории (для
обучающихся 6 класса с интеллектуальными
нарушениями). - Москва: Просвещение, 2018.

7 класс

1.1.2.3.1.5.2

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества (для
обучающихся 7 класса с интеллектуальными
нарушениями). - Москва: Просвещение, 2019.

9 класс

1.1.2.3.1.5.4

Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История Отечества (для
обучающихся 9 класса с интеллектуальными
нарушениями). - Москва: Просвещение, 2022.

Изобразитель
ное искусство
5 класс

1.3.6.2.5.2.1.1

Профильный
труд
5 класс

1.3.6.2.6.1.8.1

6 класс

1.3.6.2.6.1.8.2

7 класс

1.3.6.2.6.1.8.3

9 класс

1.3.6.2.6.1.8.5

Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. 5 класс:
учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. программы. – Москва: Просвещение,
2020.
Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5
класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. осн. общеобр. программы. - Москва:
Просвещение, 2020.
Карман Н.М., Ковалева Е.А. Технология. Цветоводство и
декоративное садоводство. 5 класс: учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адапт. осн.
общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2020.
Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 6
класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. осн. общеобр. программы. - Москва:
Просвещение, 2021.
Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 7
класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. осн. общеобр. программы. – Москва:
Просвещение, 2022
Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 9
класс: учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт. осн. общеобр. программы. – Москва:
Просвещение, 2022

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География. 9 класс: учебник
для общеобразовательных организаций, реализующих адапт.
осн. общеобр. программы. - Москва: Просвещение, 2022.
Клепинина З.А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адапт. осн. общеобр. Программы. – Москва: Просвещение,
2022
Соломина Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. 9 класс.
Учебник (для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями). – Москва: Просвещение, 2022

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».