«УТВЕРЖДЕНО» Директор МАОУ «Сажинская СОШ» __________________ С.Ф. Половников Приказ № 90/7 от 31.08. 2023 г. Учебный план МАОУ «Сажинская СОШ» СП «Детский сад с. Сажино», Дошкольная группа, филиал «Коневский детский сад» на 2023 – 2024 учебный год по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования на 2023– 2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план разработан на основе нормативно-правовых документов: • Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384); • постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программа дошкольного образования». Учебный план - документ, который определяет перечень образовательных областей (с учетом принципа интеграции содержания), образовательную нагрузку на ребенка (с учетом возраста) в организованных формах обучения (образовательных предложений для всей группы детей) в детских видах деятельности -непрерывной непосредственно образовательной деятельности, их последовательность и распределение по частоте, длительности организации (количество условных часов (периодов), их длительность) каждого из пяти модулей образовательной деятельности, обеспечивающих освоение ООПДО. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: - построение образовательной деятельности на адекватных возрасту формах работы с детьми; - развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - научной обоснованности и практической применимости; - интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. При необходимости, может быть реализован индивидуальный учебный план, на основе индивидуализации содержания ООП ДО или при необходимости адаптированной образовательной программы (АОП) с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребенка. Содержание учебного плана обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): • «Социально-коммуникативное развитие» • «Познавательное развитие» • «Речевое развитие» • «Художественно-эстетическое развитие» • «Физическое развитие» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательность и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным , не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание указанных модулей образовательной деятельности (образовательных областей) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП ДО и реализуется в различных видах деятельности: — в раннем возрасте (1,6 лет - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; — для детей дошкольного возраста (3 года до прекращения образовательных отношений)- ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литератур)? и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Структура учебного плана включает обязательную часть, составляющую не менее 60% от общего объема и часть, формируемую участниками образовательных отношений, не более 40%, отводимого на освоение ООП ДО. Обязательная часть представляет комплексность подхода с учетом содержания Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивая развитие воспитанников, во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях и составляет не менее 60% . Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от общего нормативного времени, отводимого на освоение ООП ДО. Она отражает специфику национально-культурных, демографических и климатических условий поселка Арти, Артинского района, с. Сажино Свердловской области и Среднего Урала, а также представлена реализацией парциальных программ для детей с 3 до прекращения образовательных отношений. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в соответствии с выбранными участниками образовательных отношений парциальными, авторскими образовательными программами. Каждая из парциальных программ является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей. Содержание ООП ДО с учетом национально-культурных условий выделено как через специально отведенное время в формах непрерывной образовательной деятельности, так и реализуется через различные виды совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах - различные виды игр, экскурсии, чтение, рассматривание иллюстраций, проекты и др. Таким образом, содержание ООП ДО реализуется с учетом образовательных потребностей и интересов воспитанников, членов их семей, специфики национальных, социокультурных и климатических условий, а также возможностей педагогического коллектива. Реализация учебного плана обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и детской деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка), мотивации и способностей воспитанников с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: • детей раннего возраста от 1,5 лет до 3 лет - не более 10 минут; • для детей от 3 до 4-х лет - не более 15минут; • для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут; • для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут; • для детей от 6-ти до 7(8)-ми лет - не более 30 минут Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня составляет: • в младшей группе - не превышает 30 минут; • в средней группе - не превышает 40 минут; • в старшей группе - не превышает 45минут; • в подготовительной группе - не превышает 1,5часа. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Для детей раннего возраста непрерывная образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. С детьми старшей и подготовительной групп непрерывная образовательная деятельность осуществляется в первой половине дня. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день (соответственно). Непрерывная непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные и музыкальные занятия. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность (занятия) по физическому развитию с воспитанниками осуществляется 2 раза в неделю в групповом помещении. Количество воспитанников в группе для занятий по физическому развитию и их продолжительность зависят от возраста и составляют: • от 1,7 лет до 2 лет -8-10 мин. (4-6 чел.) • от 2 лет до 3 лет - 10-15 мин. (8-12 чел.) • старше 3 лет - 15 мин. (вся группа) Занятия по физическому развитию для воспитанников в возрасте от 3 до 7(8) лет организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: • 2-год жизни – 10 мин.; • 3-год жизни – 10 мин.; • 4-год жизни – 15 мин.; • 5-год жизни – 20 мин.; • 6-год жизни – 25 мин.; • 7-год жизни – 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непрерывная образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Для достижения достаточного объема двигательной активности воспитанников используются все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинского работника. Непрерывная непосредственно образовательная деятельность Непрерывная непосредственно образовательная деятельность основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемно- игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает: - наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку); - индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные подвижные и пр.); - создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам; - трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.); - беседы и разговоры с детьми по их интересам; - рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания; - индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; - двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня; - работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья. Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает: - подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей; - наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; - экспериментирование с объектами неживой природы; - сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); - элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; - свободное общение воспитателя с детьми. Учебный год (образовательный период) в соответствии с календарным учебным графиком ДОУ МАОУ «Сажинская СОШ» устанавливается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детские сады в МАОУ «Сажинская СОШ» работают в режиме пятидневной рабочей недели, обеспечивая 9-ти часовое пребывание дошкольников в ДОО с 08.00 до 17.00. Учебный план Реализация основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год План НОД с детьми раннего и дошкольного возраста Образова тельные области Речевое развитие Ранний возраст (кол-во НОД в неделю) Виды деятельности детей 2-год жизни 3-год жизни Общение, восприятие смысла стихов, сказок: - развитие речи 2х10мин=20 мин Социальн окоммуни кативное развитие Предметная деятельность 1х10мин=10 мин игры составными и динамическими игрушками: - окружающий мир Познават ельное развитие Предметная деятельность 1х10мин=10 мин игры составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами: -сенсорное развитие художест Экспериментирование с венноматериалами и веществами эстетичес (с2до 3лет рисование и кое лепка) 2х10мин=20 мин Обязательная часть Дошкольный возраст (кол-во НОД в неделю) Виды 4-год жизни 5-год жизни 6-год жизни 7-год жизни деятельности детей Коммуникативная: - развитие речи 1х15=15 мин 1х20=20 мин 2х25=50 мин 2х30=60 мин (Подготовка к обучению грамоте) познавательно1х15=15мин 1х20=20 мин 1х25=25 мин 1х30=30 мин исследовательская, игровая (формирование целостной картины мира, расширение кругозора): -окружающий мир Познавательная: -ФЭМП; 1х15=15мин 1х20=20мин 1х25=25 мин 2х30=60мин - познавательно1х25=25 мин 1х30=30мин исследовательская и продуктивная (конструирование) деятельность; Изобразительная: - рисование; 1х15-15 мин 1х15=15 мин 2х25=50 мин 2х30=60мин -лепка/аппликация 1х15=15 мин 1х15=15 мин 1х25=25 мин 1х30=30мин развитие Физическ ое развитие Восприятие смысла музыки: - музыка Двигательная активность: - физическая культура в помещении 2х10мин=20 мин 2х10мин=20 мин Количество НОД в неделю 10 Объём времени в неделю 100 мин Примечание: самообслуживание и действия с бытовыми предметами и орудиями. Восприятие смысла стихов. Сказок осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности Музыкальная: - музыка Двигательная: - физическая культура в помещении - физическая культура на прогулке 2х15=30 мин 2х20=40 мин 2х25=50 мин 2х30=60 мин 3х15=45 мин 3х20=60 мин 2х25=50 мин 1х25=25 мин 2х30=60 мин 1х30=30 мин 10 10 13 14 150 мин 200 мин 325 мин 420 мин Примечание: совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, восприятие художественной литературы и фольклора. Самообслуживания и элементарно-бытовой труд (в помещение и на улице), конструирование из разных материалов осуществляется в ходе образовательной деятельности с детьми в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Соотношение частей образовательного плана: Основная часть образовательного плана до: 60% Часть, формируемая участниками образовательного процесса до 40% *Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях и является взаимодополняющей для реализации задач образовательных областей. Программы «Цветные ладошки» Лыкова А.И. в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в возрастных группах с 2 до 7 лет, программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, для детей старшего дошкольного возраста занятия по парциальной программе «Азбука безопасности на дороге», автор Авдеева Н.Н, Князева Н.Л., Стеркина Р.Б, программа «Юный эколог» С.Н. Николаевой в образовательной области «Познавательное развитие» в возрастных группах с 3 до прекращения образовательных отношений реализуются в совместной деятельности педагога с детьми, чтобы не превысить максимальную норму нагрузки.