Положение о порядке разработки, утверждении и структуре общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).pdf (

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Сажинская средняя общеобразовательная школа»

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАОУ «Сажинская СОШ»
Протокол № 16 от 27.06.2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МАОУ «Сажинская СОШ»
____________ С.Ф. Половников
Приказ от 27.06.2022 г. № 89-од

Положение
о порядке разработки, утверждении и структуре общеобразовательной
программы дошкольного образования и адаптированной
общеобразовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
нарушениями речи).

с.Сажино,
2022 г.

1. Общие положения
1.1
Настоящим Положением (далее - Положение) о порядке разработки, утверждения и
структуре образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО) и
адаптированной образовательной программы дошкольного образования, для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) (далее AOП ДО),
определяется порядок деятельности по разработке и утверждению ОП ДО и AOП ДО.
Положением определяется структура, оформление, порядок и сроки рассмотрения программ.
1.2
Положение разработано во исполнение Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. №
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжения
Правительства РФ №1618-p от 25 августа 2014 г. «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»,
Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам
- образовательным программам дошкольного образования", СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» утв. Постановлением главного санитарного врача РФ №28 от
28.09.2020 г., СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв.
Постановлением главного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 г.
1.3
Программа – нормативно - управленческий документ МАОУ, определяющий
специфику содержания дошкольного образования и особенности организации образовательного
процесса, направленного на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
детей.
1.4
Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
1.5
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
2. Содержание и структура образовательной программы дошкольного образования.
2.1
При разработке Программы определяется продолжительность пребывания детей,
режим работы МАОУ в соответствии с объемом решаемых задач образовательной
деятельности, предельная наполняемость групп.
2.2 Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и
охватывает
следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования
детей (далее
образовательные области):
- социально - коммуникативное развитие познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие; физическое развитие.
2.2.1
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
2

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в Учреждении;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
2.2.2
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,
звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и
народов мира.
2.2.3
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения
грамоте.
2.2.4
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей
(изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной).
2.2.5
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие
таких физических качеств, как координация и гибкость;
- способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным,
не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; Физическое развитие направлено на:
-становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питание, двигательном режиме, закаливании, при формированию полезных
привычек и др.).
3

2.3 Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и
реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской
деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто
и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная
активность;
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая,
включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная
(общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также
восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный
бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
2.4 Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды
воспитанников:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.5 Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во
всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и
разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики,
формы организации образовательной работы.
2.6 Объем обязательной части Программы менее 60% от ее общего объема; части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
2.7 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
2.7.1 Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики
особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования к целевым
ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных
траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными
возможностями здоровья).
2.7.2
Содержательный
раздел
представляет
общее
содержание
Программы,
4

обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных
примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
6) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
6) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные
характеристики.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные
направления из числа парциальных и иных программ и созданных. Данная часть Программы
учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов
и, в частности, может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если
планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья, в том числе использование специальных
образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления
квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа или инклюзивное образование направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в
освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для
детей со сложными (комплексными) нарушениями), учитывает особенности развития и
специфические образовательные потребности каждой категории детей.
2.7.3 Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды.
2.8 Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и
доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа, в том числе
5

категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) используемые примерные и парциальные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
3. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного
образования.
3.1 Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
3.2 Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности
детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического
развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного
отношения к миру, к себе и к другим людям.
3.3 Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
4. Требования к результатам освоения образовательной программы.
4.1 Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного
образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо
ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
4.2 . К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
4.2.1
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег,
лазанье, перешагивание и пр.).
6

4.2.2
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и
реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
4.3 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования. При соблюдении требований к условиям
реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей
дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.
5. Разработка, согласование и утверждение образовательной программы дошкольного
образования.
5.1 Программа разрабатывается МАОУ самостоятельно.
5.2 Программа рассматривается и п р и н и м а е т с я на заседании Педагогического совета
МАОУ. Результаты рассмотрения Программы фиксируются в протоколе Педагогического совета.
5.3 Программа утверждается приказом руководителя МАОУ
5.4 На титульном листе указываются наименование Учреждения (согласно Уставу); гриф
рассмотрения, согласования, принятия и утверждения (дата и № протокола рассмотрения
Программы Педагогическим советом, дата и № протокола принятия Педагогическим советом
Образовательного учреждения, дата и № приказа руководителя), год разработки Программы.
5.5 . Коррективы в Программу вносятся с учетом результатов мониторинга, последних
изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов (1-2 раза в год). Внесенные
изменения и дополнения в Программу проходят процедуру рассмотрения, согласования и
утверждения аналогичную указанной в п. 5.2, п. 5.3., п. 5.4.
6. Общие положения для Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
нарушениями речи).
6.1 AOП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми
7

нарушениями речи) - это программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья, с учетом особенностей их психо-физического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
6.2 AOП ДО разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и на
основании ОП ДО МАОУ «Сажинская СОШ», в соответствии с особыми образовательными
потребностями лиц с OB3.
6.3 При проектировании AOП ДО, указывается отрезок времени, покрываемый реализацией
содержания ОП ДО.
6.4 Проектирование содержания AOП ДО, должно включать в себя содержательное наполнение
образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
6.5 Содержательное наполнение каждого из компонентов, зависит от его целевого назначения.
Особое внимание при проектировании содержания AOП ДО, следует уделить описанию тех
способов и приемов, посредством которых лица с OB3 будут осваивать содержание
образования.
6.6 Реализация AOП ДО, осуществляется с использованием различных форм обучения. Особое
внимание следует обратить на возможность включения в реализацию AOП ДО — родителей
(законных представителей) обучающегося с OB3.
6.7 Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности
освоения AOП ДО. При решении вопроса о переводе обучающегося с OB3 как непрошедшего
промежуточную аттестацию, необходимо руководствоваться пунктом 20 Приказа Министерства
образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
— образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», пунктом 9 статьи 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6.8 Решение о переводе обучающегося с OB3 на AOП ДО, принимается на основании
рекомендаций и направлений территориальной медико-педагогической комиссии и при
письменном заявлении родителей (законных представителей) обучающегося с OB3.
7. Структура адаптированной образовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(с тяжелыми нарушениями речи).
7.1 Титульный лист; пояснительная записка (в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика лиц с OB3, с описанием особенностей их психофизического
развития). В пояснительной записке обязательно нужно указать примерные программы, на
основе которых подготовлена ОП ДО адаптированная.
7.2 AOП ДО включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
8. Условия реализации общеобразовательной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи).
8.1 При реализации AOП ДО, необходимо создавать следующие условия:
-учет особенностей воспитанников;
-индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации коррекционно- педагогического
процесса;
-применение специальных средств и методов обучения, компенсации и коррекции нарушений
развития (информационно-коммуникационных, технических);
-реализация процесса обучения специалистами соответствующей квалификации (учителямилогопедами, педагогом-психологом);
-предоставление обучающемуся с OB3 медицинской, психолого-педагогической и социальной
помощи;
-привлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
9. Делопроизводство
9.1 Программа является основным нормативно-управленческим документом МАОУ. Один
8

экземпляр Программы в сброшюрованном виде находится у заместителя директора по УВР,
второй - у старшего воспитателя, функциональными обязанностями которых является
осуществление мониторинга за реализацией Программы.
9.2 Электронный вариант (аналог) Программы размещается на официальном сайте МАОУ
«Сажинская СОШ».
9.3 Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за:
-введением Программы
(рассмотрением на Педагогическом совете, утверждением
Педагогическим советом);
9.4 Администрация осуществляет систематический контроль:
-за выполнением Программы;
-за уровнем достижений воспитанников планируемых результатов освоения П рограммы;
-за динамикой формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной
период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».