Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сажинская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАОУ «Сажинская СОШ» Протокол № 16 от 27.06.2022 г. УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ «Сажинская СОШ» ____________ С.Ф. Половников Приказ от 27.06.2022 г. № 89-од Положение о порядке разработки, утверждении и структуре общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). с.Сажино, 2022 г. 1. Общие положения 1.1 Настоящим Положением (далее - Положение) о порядке разработки, утверждения и структуре образовательной программы дошкольного образования (далее ОП ДО) и адаптированной образовательной программы дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) (далее AOП ДО), определяется порядок деятельности по разработке и утверждению ОП ДО и AOП ДО. Положением определяется структура, оформление, порядок и сроки рассмотрения программ. 1.2 Положение разработано во исполнение Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Распоряжения Правительства РФ №1618-p от 25 августа 2014 г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», Приказа Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утв. Постановлением главного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020 г., СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утв. Постановлением главного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 г. 1.3 Программа – нормативно - управленческий документ МАОУ, определяющий специфику содержания дошкольного образования и особенности организации образовательного процесса, направленного на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. 1.4 Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 1.5 Программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 2. Содержание и структура образовательной программы дошкольного образования. 2.1 При разработке Программы определяется продолжительность пребывания детей, режим работы МАОУ в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельная наполняемость групп. 2.2 Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): - социально - коммуникативное развитие познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно - эстетическое развитие; физическое развитие. 2.2.1 Социально-коммуникативное развитие направлено на: 2 - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Учреждении; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. 2.2.2 Познавательное развитие предполагает: - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 2.2.3 Речевое развитие включает: - владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 2.2.4 Художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной). 2.2.5 Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: - двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; Физическое развитие направлено на: -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питание, двигательном режиме, закаливании, при формированию полезных привычек и др.). 3 2.3 Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка): - в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.4 Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды воспитанников: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 2.5 Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. 2.6 Объем обязательной части Программы менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 2.7 Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 2.7.1 Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка должна раскрывать: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). 2.7.2 Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, 4 обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; 6) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; 6) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления из числа парциальных и иных программ и созданных. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Коррекционная работа или инклюзивное образование направлены на: 1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; 2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. 2.7.3 Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно- пространственной среды. 2.8 Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации Программы указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа, в том числе 5 категории детей с ограниченными возможностями здоровья; 2) используемые примерные и парциальные программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 3. Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования. 3.1 Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. 3.2 Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. 3.3 Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) способствует профессиональному развитию педагогических работников; 4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 5) обеспечивает открытость дошкольного образования; 6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. 4. Требования к результатам освоения образовательной программы. 4.1 Требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 4.2 . К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: 4.2.1 Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; - проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 6 4.2.2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. 4.3 Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 5. Разработка, согласование и утверждение образовательной программы дошкольного образования. 5.1 Программа разрабатывается МАОУ самостоятельно. 5.2 Программа рассматривается и п р и н и м а е т с я на заседании Педагогического совета МАОУ. Результаты рассмотрения Программы фиксируются в протоколе Педагогического совета. 5.3 Программа утверждается приказом руководителя МАОУ 5.4 На титульном листе указываются наименование Учреждения (согласно Уставу); гриф рассмотрения, согласования, принятия и утверждения (дата и № протокола рассмотрения Программы Педагогическим советом, дата и № протокола принятия Педагогическим советом Образовательного учреждения, дата и № приказа руководителя), год разработки Программы. 5.5 . Коррективы в Программу вносятся с учетом результатов мониторинга, последних изменений в законодательстве, новых нормативных актов и документов (1-2 раза в год). Внесенные изменения и дополнения в Программу проходят процедуру рассмотрения, согласования и утверждения аналогичную указанной в п. 5.2, п. 5.3., п. 5.4. 6. Общие положения для Адаптированной образовательной программы дошкольного образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). 6.1 AOП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми 7 нарушениями речи) - это программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психо-физического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 6.2 AOП ДО разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и на основании ОП ДО МАОУ «Сажинская СОШ», в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с OB3. 6.3 При проектировании AOП ДО, указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания ОП ДО. 6.4 Проектирование содержания AOП ДО, должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. 6.5 Содержательное наполнение каждого из компонентов, зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания AOП ДО, следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с OB3 будут осваивать содержание образования. 6.6 Реализация AOП ДО, осуществляется с использованием различных форм обучения. Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию AOП ДО — родителей (законных представителей) обучающегося с OB3. 6.7 Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения AOП ДО. При решении вопроса о переводе обучающегося с OB3 как непрошедшего промежуточную аттестацию, необходимо руководствоваться пунктом 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», пунктом 9 статьи 58 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 6.8 Решение о переводе обучающегося с OB3 на AOП ДО, принимается на основании рекомендаций и направлений территориальной медико-педагогической комиссии и при письменном заявлении родителей (законных представителей) обучающегося с OB3. 7. Структура адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). 7.1 Титульный лист; пояснительная записка (в которой излагается краткая психологопедагогическая характеристика лиц с OB3, с описанием особенностей их психофизического развития). В пояснительной записке обязательно нужно указать примерные программы, на основе которых подготовлена ОП ДО адаптированная. 7.2 AOП ДО включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 8. Условия реализации общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи). 8.1 При реализации AOП ДО, необходимо создавать следующие условия: -учет особенностей воспитанников; -индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации коррекционно- педагогического процесса; -применение специальных средств и методов обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-коммуникационных, технических); -реализация процесса обучения специалистами соответствующей квалификации (учителямилогопедами, педагогом-психологом); -предоставление обучающемуся с OB3 медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; -привлечение родителей (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс. 9. Делопроизводство 9.1 Программа является основным нормативно-управленческим документом МАОУ. Один 8 экземпляр Программы в сброшюрованном виде находится у заместителя директора по УВР, второй - у старшего воспитателя, функциональными обязанностями которых является осуществление мониторинга за реализацией Программы. 9.2 Электронный вариант (аналог) Программы размещается на официальном сайте МАОУ «Сажинская СОШ». 9.3 Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе осуществляет контроль за: -введением Программы (рассмотрением на Педагогическом совете, утверждением Педагогическим советом); 9.4 Администрация осуществляет систематический контроль: -за выполнением Программы; -за уровнем достижений воспитанников планируемых результатов освоения П рограммы; -за динамикой формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. 9